Часть Южного склона Карпатского горного хребта с прилегающей к нему полосой равнины является территорией Мукачевской Епархии. Это пространство не было всегда равновелико.
Надо думать, что еще в апостольское время здесь встречалось влияние св. ап. Андрея Первозванного шедшее из Приднепровья, и св. ап. Павла шедшее из Иллирика. В первые века, среди римских колонистов поселившихся, или поселенных, в этих районах, были, вероятно, и христиане. А что здесь были римские насельники свидетельствуют найденные монеты: "серебряные римские динарии из времени импер. Вителия и Веспасиана (69 г.) и Септимия Севера (193 г.); в Солотвине дукаты имп. Марциала 350 г. По реке Изе возле соляных копий в Дюлафальви найдены золотые и серебряные монеты имп. Комода 187 г., а возле Иоду имп. Трайана 105 г."[1] В соседних с Мукачевым равнинах найдены серпы и сапы римского образца. Эта притисская полоса находилась на границе римской провинции Дакии, которую завоевал и стремился колонизировать имп. Трайан (98-117). Паннония в то время также входила в Римскую империю. Известно, что во времена имп. Траяна христиане были уже довольно распространены в империи. Паннония заселялась римскими ветеранами. Несомненно, что среди этих поселенцев были и христиане, которые несли к границам Карпат Слово Божие.
На первом вселенском соборе (325 г. - Никея) встречаем епископа Дакии, где, следовательно, уже были христианские общины.
В VI веке эта область входила в Юстиниану Приму[2], что, правда, иногда оспаривается. В эпоху переселения народов в церковном отношении принадлежала паннонским епископам, каковая зависимость движением народных масс была очень не прочна[3]. Но и приходившие с востока, главным образом с северочерноморских степей, народы приносили с собой элементы христовой веры, так как там, с времен апостольских, была церковная проповедь.
"Время учреждения Мукачевской Епархии невозможно определить с достоверностью; вероятно, она существовала еще до нашествия мадьяр, со времени крещения паннонских славян св. Кириллом и Мефодием"[4]. Из этих слов видно, что один из исследователей Закарпатья считает вероятным существования Мукачевской Епархии уже со времен св. Кирилла и Мефодия. Трудно решить так ли это было, но, во всяком случае, церковное влияние св. братьев, и их учеников бежавших в Паннонию, а потом в Болгарию, как в предании, так и в сочинениях по истории церкви[5] часто указывается. Существует мнение, что непосредственное влияние моравских братьев простиралось даже до Почаева[6], тем вероятнее оно было на Закарпатьи.
В эпоху пришествия угров, около 892 года, в Ужгороде был князь Лоборец, которого звали Дука, т.е. вождь, начальник, ведущий. Вероятно, он был в дружеских, возможно вассальных, отношениях с велико-моравским княжеством, а в те времена, Великая-Моравия уже была просвещена христианской верой[7].
А. Добрянский рассматривая историю Спиша, утверждает, что "нынешний Спиш входит в состав земель искони русских, составляет часть наследия св. Владимира"[8]. Таким образом, киевское христианское влияние, согласно этому мнению, уже было в X веке. За время первых арпадовичей, как византийское, так и киевское церковное влияние уже вполне исторически достоверно и его пути можно проследить на основании точных данных. Это видно из истории Булчу и Дюла, крещенных в Царьграде; из истории основания монастыря Андреем и других данных, о чем речь будет ниже.
Наконец, в XIV столетии обновляется мукачевский монастырь кн. Феодором Кориатовичем, чем кладется основание будущего духовного центра Епархии. Приблизительно в это же время создается и грушевский монастырь, который получает ставропигиальные права от Царьградского Патриарха (1391 г.), - второй духовный центр.
Игумены Мукачевского монастыря, - первый известный по имени есть игумен (или архимандрит) Лука, управляющий в 1458 г., - осуществляли Юрисдикцию над ближайшими селами.
Грушевские игумены имели духовную власть также над несколькими селами Марамороша.
В 1491 г. упоминается уже епископ Иоанн мукачевский, резиденция которого была в мукачевском монастыре.
Церковные грамоты 15-16 веков обращены к Мукачевским св. Николаевским епископам, причем область их юрисдикции все возрастает и, наконец, епископ Илларион в 1556 г. объединяет Мукачево и Грушево. В мукачевской епархии создается единая духовная церковная власть.
Для определения границ епархии есть несколько способов: известно, что Восточная церковь всегда стремилась придерживаться постановлений вселенских соборов (4 Всел. Собор прав. 17, 6-й Всел. Собор прав. 38) согласно которым: "гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел". Но мукачевская епархия охватывала собор нескольких административных единиц, вернее, все пространство расселения русских православных, а потом греко-католиков на южных склонах Карпат. Поэтому приходится обращаться к титулам епископов, но и это критерий не совсем надежный. Эти титулы часто давались в зависимости от благоволения писавших: в данном случае австрийских императоров, римских пап, эрдельских князей. Подписи самих епископов на документах, обращенных к подчиненному им клиру или на антиминсах также дают определенные данные.
В 1623 году Гавриил Бетлен, обращаясь к Епископу Петронию, титулует его епископом ст?лиц: Бережской, Ужгородской, Соболчской, Земплинской, Мараморошской и Шаришской[9].
В 1627 году епископ Иоанн Григорович титулуется Епископом Мукачевским и Мараморошским[10].
В 1630 - тот же епископ Иоанн титулуется епископом жуп: Берег, Унг, Мароморош, Земплин, Шарош, Соболч.
Еп. Василий Тарасович в 1643 г. титулуется епископом 10 жуп: Берег, Унг, Соболч, Угоча, Сатмар, Мараморош, Земплин, Шарош, Абауйвар, Сейпеш,[11] т.е. охватывает почти все главные жупы населения православных.
В XVII в., при введении унии, опять создается положение как бы возвращающее административно епархию к XV веку. А именно, уния была принята западной частью епархии, где было сильнее влияние Габсбургов, непосредственно Другетов. Она была принята в Ужгородском Замке и тем намечается новый центр - Ужгород, что потом и было осуществлено перенесением туда в 1775 г. епископской резиденции. Православные же отступали на Восток. (1664 г.) Еп. Иоанникий переселился в Мстичевский монастырь, последний православный епископ - в Угольский (1735).
Но вот еп. Петр Парфений принявший унию уже титулуется в 1655 г. еп. Мукачевским, Краснобродским и Спишским, что ограничивает его юрисдикцию на Западную часть епархии. Правда, в 1659 г. король Леопольд именует его епископом жуп: Берег, Соболч, Угоча, Сатмар, Земплин, Унг, Абауйвар, Шарош, Торна, Сейпеш, Гэмэр, - но это было, что касается жуп восточных номинальным, так как там управлял епископ Иоанникий Зейкан.
После освобождения Вены от турецкой осады (1683), Габсбурги переходят в наступление. В 1685-88 гг. осаждается и берется мукачевский замок лабанцами, несмотря на героическую защиту Елены Зрини.
В 1686 г. обращается с пропагандным письмом к верующим естергомский архиепископ Георгий Сечени. Он обращается к населению жуп: Сатмар, Угоча, Берег, Унг, Соболч[12]. Но вот в 1689 году читаем грамоту прав. Епископа Мефодия, который титулуется милостию Божией православный епископ Маковицкий, Мукачевский, Спишский, Краснобродский, Мараморошский и всея земли Угорския. Итак, разделение Епархии на две части православную и униатскую характерно для второй половины 17 и первой трети 18 века. В титулах униатского епископа, обычно отсутствует жупа Мараморош. Итак, епископ Иосиф Декамилис, назначенный из Рима, как апостольский администратор посвящен во епископа Севастийского, хотя сам себя титулует епископом Севастенским, Мукачевским и Мараморошским, что можно прочесть на антиминсе им выданным[13].
В 1695 г. еп. Иосиф Стойка подписывается епископом православным Мараморошским, а уже в 1696 году прав. архиепископом Мараморошским[14].
В 1707 г. 26 февр. Ференц Раковций пишет письмо киевскому униатскому митрополиту Льву Залесскому, с тем, чтобы мукачевские епископы оттуда получали назначение.
Епископ Досифей Феодорович (+ 1735) обычно подписывался - Владыка, Досифей, - указывая место выдачи грамоты М-рь Угля или Драгово[15]. Видимо его юрисдикция, против чего так настойчиво выступали уже соединенные епископы Мукачевские, простиралась как на Мараморош, так и на часть Трансильвании, так как там к тому времени не было православного епископа.
После того, как уния была введена и униатские епископы подчинили себе Мараморош, а православное епископство после нескольких неудавшихся попыток прекратилось, самого большого размера достигает Епархия к 1777 году, когда отделился велико-варадинский викариат. В том же 1777 году для униатов Бачки, Славонии и др. областей была основана Крижевацкая Епархия.
К 1787 году относится почти единственный случай изменения границы епархии на севере. Тогда были приключены к Мукачевской Епархии спижские верующие, которые до этого времени были подчинены римско-католическому спижскому наместнику. Тогда-то были прибавлены к мукачевской епархии "пять парохий, которые от времени Сигизмунда царя угорского к львовскому епископству принадлежали"[16] в 1818 году из 732 парохий епархии мукачевский Папа Пий VIII образовал епархию пряшевскую, приделив ей 194 парохии на _территории жуп: Абуй, Торна, Боршод, Гэмэр, Шариш, Спиш, и часть Земплина. Всего новоканонизированная епархия насчитывала 170.120 душ[17].
В 1823 году в июле месяце опять 72 парохии Сатмарского викариата были приключены к Велико-варадинской Епархии. Это включение было произведено по одобрению Папы Пия VIII; Епископом Велико-Варадинским был тогда Самуил Вулкан.
В 1853 году 94 парохии передано румынскому униатскому епископству Самошуйварскому и Лугошскому.
В 1912 году была Папой Пием X канонизирована венгерская Гайдудорожская епархия. К сей епархии приданы 70 парохий от Мукачевской русской, 8 от Пряшевской русской, 4 от Самошуйварской румынской, 35 от Велико-Варадинской румынской и 35 от Блажуйфалушской румынской епархии. Румынские греко-католики были недовольны образованием этой новой епархии. Языком ее стал фактически язык венгерский и только несколько фраз - евхаристического канона - произносилось по-гречески или по-церковнославянски, так как венгерский язык не был признан тогда языком литургическим.
Тогда осталось в Мукачевской епархии около 320 парохий и 450.000 душ верующих.
Из этого перечня видно, как постоянно менялись границы епархии. Сначала епархия возрастала. В XV веке наступает оформление, причем возникают два юрисдикционных центра: Мукачево и Грушево. Оба они православные. Епископ Илларион к 1556 году объединяет эти два монастыря под одной властью. За время епископа Василия Тарасовича начинает намечаться переход части духовенства в унию. Создается новьй центр - Ужгород. Епархия опять разделена, но уже по конфессиональному признаку: В Марамороше формируется православное епископство, которое просуществовало до 1735 года. Униаты объединяют епархию, и в борьбе с ягерскими находят поддержку клира и народа. С 1777 года начинается сокращение территории епархии, которое продолжается через весь XIX и начало XX века. Это раздробление происходило в двух направлениях: по этническому принципу, который в XIX веке начинал все явственнее отмечаться, - а также была разделена епархия на две части: Мукачевскую и Пряшевскую с целью видимо ослабить слишком большое значение столь видного епископа, каким был Мукачевский.
Лишь одна граница - северная, - Карпатский горный хребет, - оставалась постоянна[18]. Три другие менялись, причем со стороны востока - румын и юга - венгров по этническому признаку; со стороны запада была создана Пряшевская Епархия также русская, но на территории отчасти смешанного населения. Известно, что границы русских и словаков очень трудно определяемы и некоторые исследователи[19] считают, что там создался промежуточный этнический тип (словяков?!).
[1] О. Мицюк. Нариси. Т. I Ужгород. 1936, стр. 7. Н. Бескид Карпаторусская древность. Ужг., 1928, стр. 43.
[2] J. Basilovits. Brevis Notitia.
[3] А. Болудянский. Церковная История. Вена. 1952, стр. 210.
[4] Славянский сборник. СПБ. Т. II. 1877. Я. Головацкий. Карпатская Русь, стр. 77.
[5] В. Погорелов. Чешские продолжатели Кир.-Меф. литер. трад. София. 1936.
[6] А. Хойнацкий. Почаевская Успенская Лавра. Почаев. 1897.
[7] Славянский Сборник. СПБ. 1875. Т. I. Пичь. История словаков. стр. 91.
[8] О западных границах Под. Руси со времен св. Владимира. 1888 г.
[9] A. Hodinka. Okmanytar. 1911. p. 53.
[10] Ibid. p. 57.
[11] Ibid. p. 151, § 108.
[12] A. Hodinka. Okmanytar. p. 265.
[13] Хранится в ризнице Мукачевского монастыря.
[14] Hodinka. Ookmanytar. p. 383.
[15] И. Дулишкович Ист. Черты Уг.-рус., Ужгород, 1877, стр. 75.
[16] А. Балудянский. Цер. Ист., стр. 322.
[17] Cхематизм 1827 года.
[18] См. стр. 11.
[19] Напр., В. Гнатюк. Русини Пряшевской Епархії і їх говори. Стр. 9.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История Церкви || История Мукачевской епархии в древнее время || История Мукачевской епархии в новейшее время || Источники церковной истории Мукачевской епархии || Границы Мукачевской Епархии и их изменяемость || Географическое положение Мукачевской епархии || Горы. Реки. Переходы – Прислопы. Леса. Климат || Население || Язык. Обычаи
|